Статья 4.2 закона 54-ФЗ не устанавливает обязательных требований о приобретении участниками расчетов новых контрольно-кассовых аппаратов. Норма допускает модернизацию старого оборудования за счет замены ЭКЛЗ фискальным накопителем. Производители техники продают специальные наборы для переоснащения большинства моделей. Процедура может занять длительное время, а потому стоит организовать прием платежей альтернативным способом.
Установка фискального накопителя в приобретенный ранее аппарат экономит налогоплательщику около 10 – 15 тысяч рублей. Единственным условием является наличие технической возможности такой замены. Проверку предложено проводить на сайте ФНС РФ при помощи бесплатного сервиса:
Специалисты отмечают, что процесс потребует привлечения экспертов, отнимет немало сил и времени. Модернизировать устаревшую модель ККМ придется в несколько шагов, рассмотрим их более детально.
Этап 1: Сохранение данных ЭКЛЗ
Информацию о расчетах потребуется перенести на постоянные носители (пункт 14 статьи 4.2. закона 54-ФЗ). Согласно регламенту, утвержденному приказом Минфина России No 94н, для этого необходимо привлечь представителя сервисного центра. Мастер снимет последние показатели счетчика, сформирует отчеты за весь период работы аппарата, получит выписку за 3 года. Дополнительными документами станут акт о принятии блока на хранение и чек закрытия архива.
Примечание! Формированием фискального отчета должен заниматься налоговый инспектор с использованием специальной программы. Однако на практике функция нередко делегируется работникам ЦТО. Владельца кассы просят обратиться в инспекцию за письменным разрешением. Этот этап существенно усложняет процесс переоснащения.
Хранить документы и ЭКЛЗ необходимо на протяжении 5 лет с момента снятия аппарата с учета. Правило применяется во всех случаях, включая полный отказ от применения оборудования.
Этап 2: Снятие кассы с государственного учета
Следующим шагом станет получение документов о погашении записи регистрации кассовой техники. В налоговую инспекцию необходимо подать заявление по форме, утвержденной приказом ФНС РФ No ММВ-7-20/484@. Место ведения деятельности значения иметь не будет, поскольку обслуживание осуществляется по экстерриториальному принципу.
Обязательными приложениями станут:
- паспорт модели
- учетный талон со всеми отметками
- кассовая книга
- регистрационная карточка
- все фискальные отчеты, полученные при изъятии ЭКЛЗ
Документальное подтверждение об исключении кассы из реестра заявителю выдают в течение 5 дней. Пошлиной процедура не облагается.
Этап 3: Техническое переоснащение и установка фискального накопителя
В большинстве случаев модернизация кассового оборудования производится квалифицированными специалистами. Доработка включает:
- добавление портов для устройств связи разных типов
- замену программного обеспечения
- коррекцию шильдика, заводского номера и паспорта
- установку фискального накопителя
Последние модели ККТ можно переоснастить самостоятельно, воспользовавшись специальными наборами. Производители техники выпускают комплекты в свободную продажу. При этом стоит учитывать, что повреждение марки-пломбы в процессе модернизации приведет к отказу в гарантийном обслуживании. Эксперты напоминают о существовании срока эксплуатации оборудования. Истечение периода вновь поставит вопрос о покупке ККТ.
Этап 4: Регистрация модернизированной кассы
Последним шагом к выполнению предписаний станет постановка актуализированной модели на учет. Процедура будет стандартной. Владельцу предложено воспользоваться классическим способом или зарегистрировать аппарат через официальный сайт ФНС РФ. Более подробно процесс регистрации ККТ описан в статье Как зарегистрировать онлайн-кассу в ФНС.
Таким образом, модернизация кассы потребует совместить старый и новый порядки. На этапе снятия оборудования с государственного учета придется руководствоваться документами, принятыми до реформы. После установки фискального накопителя необходимо заключить договор со специализированным оператором и организовать своевременную передачу информации.